Дегтярева, Софья Аркадьевна
Gak (обсуждение | вклад) м |
Gak (обсуждение | вклад) |
||
Строка 42: | Строка 42: | ||
Софья Аркадьевна со свойственной ей энергией и профессионализмом активный участник всех этих преобразований кафедры, читаемых курсов и т.п. - она ведущий доцент кафедры, выполняющая все виды учебной нагрузки, у неё прекрасные контакты со студентами (как много скрыто за этими канцеляритами...). | Софья Аркадьевна со свойственной ей энергией и профессионализмом активный участник всех этих преобразований кафедры, читаемых курсов и т.п. - она ведущий доцент кафедры, выполняющая все виды учебной нагрузки, у неё прекрасные контакты со студентами (как много скрыто за этими канцеляритами...). | ||
С.А. Дегтярева прорадотала до конца МИХМа-МГУИЭ, и сотни инженеров автоматчиков-киповцев получили от неё путёвку в жизнь. Но она была и профоргом кафедры, и не просто профоргом, а душой коллектива - на работе и на отдыхе...Она большая любительница путешествий и активного отдыха... (Г. Кардашев) | С.А. Дегтярева прорадотала до конца МИХМа-МГУИЭ, и сотни инженеров автоматчиков-киповцев получили от неё путёвку в жизнь. Но она была и профоргом кафедры, и не просто профоргом, а душой коллектива - на работе и на отдыхе...Она большая любительница путешествий и активного отдыха... (Г. Кардашев) | ||
+ | |||
+ | == '''Калейдоскоп людей и событий: Софья Аркадьевна Дегтярева''' == |
Версия 22:46, 2 февраля 2018
4 февраля 2018 года, исполнилось 85 лет кандидату технических наук, доценту кафедры Мониторинга и автоматизированных систем контроля МИХМа-МГУИЭ
Софье Аркадьевне Дегтяревой
Горячо поздравляем нашего дорогого Юбиляра!
Наши славные молодые годы. (Дегтярева С.А.)
В 1955 году, после окончания МВТУ им. Н.Э.Баумана, я была распределена на Брянский фосфоритный завод, где проработала в КБ 4,5 года и приобрела драгоценный опыт производственной жизни, который мне очень пригодился в дальнейшей научной и преподавательской работе.
В 1960 году я поступила по конкурсу в Государственный институт горно-химического сырья (ГИГХС - гор. Люберцы, Московская область) и работала там конструктором по созданию новых аппаратов и машин для горной химии.
В 1961 году мой коллега по лаборатории Набиулин Ю.Н. решил поступать в заочную аспирантуру в МИХМ, на кафедру "Конструирование аппаратов химических производств" к проф. Домашневу А.Д. (в дальнейшем он успешно защитил диссертацию) и стал уговаривать меня подъехать в институт и выяснить все подробности поступления. Собралась с духом и поехала в МИХМ, в котором никогда прежде не была, нашла кафедру "Конструирование машин химических производств" ((КМХП - она мне больше подходила по профилю работы и открыла дверь. Встретили меня два молодых человека (как выяснялось в дальнейшем Смоленцев Ю.А. и Гусев Ю.И.) и начали усиленно отговаривать поступать к ним, якобы «… зав. кафедрой З.Б. Кантарович женщин в аспирантуру не берёт, напрасно потратите время, да и вообще на кафедре женщин нет!".
Я всё-таки решила переговорить с Залманом Беньяминовичем, благо он жил в доме, который стоял во внутреннем дворике института ("Старожилы" МИХМа помнят об этом). Канторович З.Б. очень тепло меня принял. Узнав, что у меня уже есть солидный задел в работе, я занималась фильтрацией на фильтрах с намывным слоем, разрешил подавать документы и сдавать экзамены. Сдавали экзамены четыре человека (3 "МИХМовца" - Бауман Р., Ваничкин Б., Захаров В. и я - "чужачка"). Сдали все успешно, потом мы составили на три года молодой костяк кафедры.
Доценты кафедры Мазур Г.Л., Кольман-Иванов Э.Э., Рассказов Н.И. Макевнин М.П. и, конечно, проф. Канторович З.Б. очень тепло нас приняли в коллектив кафедры, всячески помогали нам в диссертационных работах и учебной аспирантской нагрузке. Особенно я благодарна Г.Л. Мазуру, который после смерти Канторовича помог мне закончить работу, и я смогла завершить её в срок. Кафедра по сегодняшним меркам была большая и, надо сказать, очень дружная. Аспиранты разного поколения Волошин-Челпан Э.Э., Карасев И.Н., Федюкина О.Б.,. Гусев Ю.И., Смоленцев Ю.А. и мы, молодые, вместе с преподавателями часто выезжали загород в грибной сезон и на Новый год - это составило незабываемые минуты нашей жизни.
Общественной работой тоже приходилось заниматься, я все аспирантские годы была парторгом кафедры, работа, которая требовала быть внимательной к людям, всегда приходить к ним на помощь. Были случаи, когда приходилось нам, вместе с профоргом Гусевым Ю.И., помогать лаборантскому составу кафедры выходить из некоторых щекотливых ситуаций. Общественная работа помогла мне узнать очень много интересных людей в институте, и это в дальнейшем очень помогло мне.
Вернувшись в ГИГХС в 1961 году снова начала заниматься расплавленной серой, но несколько в ином направлении. К тому времени появились новые современные методы добычи серы в жидком виде, поэтому встал вопрос о её транспортировке на дальние расстояния в расплавленном состоянии в специальных цистернах с подогревом.
По заказу ГИГХСа на Ждановском заводе тяжелого машиностроения в теперешнем г. Мариуполе (Украина) была сконструирована и изготовлена специальная ж/д цистерна с термообогревом и оснащённая необходимыми нагревательными и контрольно-измерительными приборами. А затем начались в 1966 году, интереснейшие её испытания, которые проводились совместно несколькими бригадами - от завода-изготовителя (конструкторы Берестовой А.М., Заяц Ф.М.), от ГИГХСа (ст. инженеры Крестова Н.А., Дегтярёва С.А.), от МИХМа (доц. Попов Б.Г., ст. преподаватель Медведева В.С.). К цистерне был подключен вагон-лаборатория, в 1-ой половине которого находились приборы, датчики, мастерская, а во 2-ой половине - купе, где мы жили 1,5 месяца. Маршрут был разработан таким образом, чтобы исследовать поведение расплавленной серы в цистерне на большом пути пробега и при самых низких температурах в году. Поэтому в январе 1966 года жидкую расплавленную серу залили в цистерну на Раздольском химкомбинате (под г. Львовом), прицепили нас к товарному поезду, и мы отправились "в путешествие" с юга на север страны. Конечной станцией, где мы должны были слить серу, был горно-химический комбинат в г. Аппатиты на Кольском полуострове. Естественно, прямого маршрута такого следования не было, и нас постоянно перецепляли от одного товарняка к другому, что как бы входило в естественные условия эксплуатации цистерны. Поэтому, стояли по несколько дней на полустанках, но работы было много, благо свет в лаборатории был свой. А, главное, мы были молодыми, здоровыми, весёлыми, все бытовые трудности были нипочём.
Очень были рады, когда в Ленинграде нас "задержали" на 5 суток. Во-первых, это моя родина, и я смогла походить по своим родным местам. Во-вторых, я большая любительница театра, и все пять вечеров ходила по командировочному удостоверению в Большой Драматургический Театр (теперь имени Товстоногова Г.А.), видела всех звёзд этого театра молодыми. А затем, после окончания спектакля, в 25-градусный мороз, счастливая, мчалась на запасные пути вокзала, где стоял наш вагон-лаборатория. Естественно получала "по шапке" от старших товарищей … но, на следующий день, отработав смену, опять бежала в театр. Я об этих пяти вечерах вспоминаю всю жизнь. Самые тяжелые испытания нас и цистерну ждали на севере, в Аппатитах, где стояли 40- градусные морозы. Но всё закончилось хорошо, обогревающие ТЭНы нас не подвели, слили серу на комбинате, и сделали вывод, что серу так транспортировать можно. Эта модель цистерны в дальнейшем получила 1-ую премию на выставке ВДНХ, один из конструкторов (Берестовой А.М.) в дальнейшем защитил на полученном материале кандидатскую диссертацию, а я смогла использовать эти 1,5 месяца для окончательного оформления своей диссертации по фильтрации расплавленной серы... (Глава книги Кафедра «Автоматизированное конструирование машин и аппаратов»:Краткий исторический очерк (к 85-летию кафедры). Под ред. Ю.И.Гусева и А.С.Тимонина,2007 г. См. [[1]] )
Из механиков в КИПовцы
В 1966 году я вернулась на постоянную работу в МИХМ. А получилось это так. На кафедре "Автоматизация химических производств" декан факультета Маслеников И.В. организовал новый курс "Расчёт и проектирование точных механизмов". Г.Р. Мазур порекомендовал меня руководителю этого курса доценту Шкловской Ф.А., что сыграло решающую роль в моей судьбе, я стала снова "МИХМОВКОЙ". - написала Софья Аркадьевна в конце своего эссе "Наши славные молодые годы. Продолжим с этого места.
Основу работы факультета составляла подготовка инженеров по новой специальности № 0639 «Автоматизация и комплексная механизация химико-технологических процессов», а также проведение НИР в этом направлении с подготовкой кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. Профилирующей кафедрой была кафедра АХП, возглавляемая по совместительству директором Центрального научно-исследовательского института комплексной автоматизации, чл.-корр. АН СССР Е. Г. Дудниковым. Учебный план «автоматчиков» (так на сленге именовали студентов факультета ТК и АХП) имел существенные отличия от планов остальных «механических» факультетов именно в части подготовки в области механики. И.М. Масленников, глубоко понимая роль механики, уже в самом начале организации факультета заложил в неё необходимость не стандартной механической подготовки специалистов. В дальнейшем эту линию с успехом продолжил проф. Балакирев В.С., став зав. кафедрой и председателем УМК МИНВУЗа по этой специальности. Ряд отдельных дисциплин, преподаваемых на разных кафедрах, потребовалось объединить в одну. В мае 1969 г. из кафедры АХП была выделена кафедра «Технологических измерений и приборов» (ТИП) с первым её заведующим проф. Кулаковым М.В. Одним из характерных новых курсов явился курс: «Проектирование и монтаж устройств и средств автоматики» – знаменитый ПИРМУСА! Курс разрабатывался дружной командой «механиков» и «прибористов» (Патрикеев В.Г., Дегтярёва С.А., Шкловская Ф.А. [[2]] и др.). Впоследствии (80-е гг.) кафедра сменила название на Автоматизированные системы контроля (АСК), а затем – на Мониторинг и автоматизированные системы контроля (МАСК).Подробнее о кафедре смотрите на странице сайта:[[3]]
Софья Аркадьевна со свойственной ей энергией и профессионализмом активный участник всех этих преобразований кафедры, читаемых курсов и т.п. - она ведущий доцент кафедры, выполняющая все виды учебной нагрузки, у неё прекрасные контакты со студентами (как много скрыто за этими канцеляритами...). С.А. Дегтярева прорадотала до конца МИХМа-МГУИЭ, и сотни инженеров автоматчиков-киповцев получили от неё путёвку в жизнь. Но она была и профоргом кафедры, и не просто профоргом, а душой коллектива - на работе и на отдыхе...Она большая любительница путешествий и активного отдыха... (Г. Кардашев)